Тема Анализ средств выразительности
- (1)Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.
(2)Михаил Михайлович Пришвин – это было имя для города, а в тех местах, где Пришвин чувствовал себя дома – в избах объездчиков, в затянутых туманом речных поймах, под тучами и звёздами полевого русского неба, – звали его просто «Михалычем». (3)И, очевидно, огорчались, когда этот человек исчезал в городах, где только ласточки, гнездившиеся под железными крышами, напоминали ему об его «журавлиной родине». (4)Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца». (5)В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл. (6)Человек, живущий «по сердцу», в согласии со своим внутренним миром, – всегда созидатель, обогатитель и художник.
(7)Если внимательно прочесть всё написанное Пришвиным, то остаётся убеждение, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что он превосходно видел и знал. (8)Для таких мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева осеннем листе, мало одной жизни. (9)А этих листьев падает множество. (10)Сколько же листьев упало, унося с собой невысказанные мысли писателя, те мысли, о каких Пришвин говорил, что они падают, как листья, без всяких усилий!
(11)О Пришвине писать трудно. (12)Его нужно выписывать для себя в заветные тетрадки, перечитывать, открывая новые ценности в каждой строке, уходя в его книги, как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его разговором ключей и благоуханием трав, погружаясь в разнообразные мысли и состояния, свойственные этому чистому разумом и сердцем человеку.
(13)Пришвин думал о себе как о поэте, «распятом на кресте прозы». (14)Но он ошибался. (15)Его проза гораздо сильнее наполнена соком поэзии, чем многие стихи и поэмы.
(16)Книги Пришвина, говоря его же словами, – это «бесконечная радость постоянных открытий». (17)Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это настоящее колдовство!» (18)Из дальнейшего разговора выяснялось, что под этими словами люди понимали трудно объяснимое, но явное, присущее только Пришвину очарование.
(19)В чём его тайна? (20)В чём секрет этих книг? (21)Слова «колдовство», «волшебность» относятся обыкновенно к сказкам. (22)Но ведь Пришвин не сказочник. (23)Он человек земли, «матери сырой земли», свидетель всего, что совершается вокруг него в мире.
(24)Секрет пришвинского обаяния, его колдовства – как раз в этой его зоркости. (25)Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное, что под прискучившим покровом окружающих явлений видит глубокое содержание. (26)Всё сверкает поэзией, как трава от росы. (27)Самый ничтожный листок осины живёт своей жизнью.
(28)Я беру книгу Пришвина, открываю её и читаю. (29)«Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз. (30)Всё было седое, но лужи не замерзали. (31)Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из тёмного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли».
(32)В этом поистине алмазном кусочке всё просто, точно и полно неумирающей поэзией. (33)Язык Пришвина – язык народный. (34)Он мог сложиться лишь в тесном общении русского человека с природой, в труде, в простоте и мудрости народного характера.
(35)У ботаников есть термин – разнотравье. (36)Он обычно относится к цветущим лугам. (37)Разнотравье – это сплетение сотен разнообразных и весёлых цветов, раскинувшихся сплошными озёрами по поймам рек.
(38)Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. (39)Слова у Пришвина цветут, сверкают. (40)Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звёзд.
(По К.Г. Паустовскому)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 – А30, В1 – В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Введите последовательность цифр в поле ответов в том порядке, в котором они должны быть в тексте рецензии на месте пропусков. При перечислении цифры отделяйте запятыми без использования пробелов.
«Привлекая внимание читателя к секрету обаяния пришвинских, отнюдь не остросюжетных произведений, Константин Паустовский приводит _____ (предложения 19, 20). Характеризуя прозу Пришвина, автор использует такое средство выразительности, как _____ (алмазном кусочке в предложении 32, разнотравьем русского языка в предложении 38, они шелестят в предложении 40). Яркой иллюстрацией восприятия автором книг Пришвина и вовлечения читателя в поток размышлений о прозе, которая полна поэзии, служит _____ (предложения 29–31). Для синтаксического строя текста характерны сложные синтаксические конструкции, а в простых предложениях часто встречаются _____ (предложения 6, 24, 32, 40)».
Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) ирония
3) цитата
4) синтаксический параллелизм
5) олицетворение
6) метафора
7) антитеза
8) оксюморон
9) вопросительные предложения - (1)Ещё недавно этот лупоглазенький и наивный рыжий котёнок был беспечен и счастлив, и мир казался ему полным доброты и ласки, ведь его, четвероногого малыша, так приятно поглаживали по спинке тёплые человеческие руки, к которым он смело бежал на такой родной для него зов – «кс-кс»…
(2)Не с такой ли доверчивостью, на тот же зов, он подбежал к тем подросткам?
(3)Били малыша долго и сильно, после чего «разумные существа» бросили окровавленное животное на проезжую часть, очевидно, в надежде увидеть незабываемое зрелище, как на распростёртого на асфальте зверёныша наедет машина или автобус… (4)Правда, водители оказались «лохами» и объезжали свою «жертву». (5)А один из них – видимо, вообще «тормоз» – остановился, подобрал котёнка и куда-то его повёз…
(6)А привёз он его в ветеринарную клинику «Атлант», на базе которой имеется приют для бездомных животных. (7)Оказалось, среди поступивших в клинику зверушек за прошедшую неделю это было уже шестое (!) животное, изувеченное людьми.
(8)В последнее время в средствах массовой информации много пишут о различных эпидемиях: «коровьем бешенстве», «птичьем гриппе», «свином гриппе»… (9)Но никто не говорит об эпидемии более страшной, способной превратить наш народ в сообщество двуногих зверей. (10)Об эпидемии жестокости.
(11)Откуда она, где её источник?
(12)А он, прежде всего, в нашем законодательстве, при котором свои садистские наклонности можно проявить если не на людях, то на животных, законом практически не защищённых. (13)Поясню, почему.
(14)Во-первых, правоохранительные органы в таких случаях либо поднимают заявителя о подобном преступлении на смех, либо требуют предоставить им не только изувеченное или убитое животное, но и свидетелей происшедшего.
(15)А во-вторых, даже если дела о жестоком обращении с животными доходят до суда, то истязателя приговаривают к… штрафу. (16)Иными словами, наш закон позволяет человеку издеваться над живым существом за… небольшую сумму, то есть узаконено «платное оказание услуг» людям с патологической жаждой насилия.
(17)Обращаюсь к представителям нашей власти: если уж вам действительно наплевать на животных, то хотя бы подумайте о том, что тот, кто способен покалечить щенка или котёнка, впоследствии может проделать то же самое с человеком. (18)Особенно со слабым – стариком или ребёнком.
(19)Другой источник этого явления – в работе наших электронных СМИ, кои, начиная с девяностых годов прошлого столетия, без конца крутят различного рода боевики, из которых зритель – и в первую очередь молодой! – как губка, впитывает в себя уроки грубейшего насилия и изощрённой жестокости.
(20)Наконец, он в самой сути нашей системы педагогики, которая своим главным приоритетом определила развитие у подростка его интеллекта, а не души и которая направлена на то, чтобы из школьников и студентов выросли люди, напичканные знаниями, но с каменными сердцами.
(21)Когда я вижу избитых четвероногих малышей, мне становится стыдно за нашу страну. (22)Когда-то великий и почитаемый во всём мире политик и философ Махатма Ганди сказал: «О величии страны и нравственном состоянии её народа можно судить по тому, как в ней относятся к животным». (23)Совершенно ясно, что Россия в этом смысле – страна варварская. (24)Стыдно и за наше молодое поколение.
(25)К счастью, есть ещё у нас такие люди, как Лариса Михайловна Гвоздева, председатель Владимирского Общества защиты животных и директор ветеринарной клиники «Атлант», взявшая на себя тяжелейшую в нашем государстве ношу – лечить и выхаживать бездомных и больных четвероногих малышей. (26)Дай Вам Бог, наш владимирский «Айболит», здоровья и стойкости!
(27)А тебе, четвероногая страдалица, выздоровления. (28)Прости нас, малышка…
(По В. Кузину)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 – А30, В1 – В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Введите последовательность цифр в поле ответов в том порядке, в котором они должны быть в тексте рецензии на месте пропусков. При перечислении цифры отделяйте запятыми без использования пробелов.
«Привлекая внимание читателя к проблеме жестокости в наше время, автор использует ____ (предложения 8, 9, 10), а отношение к бесчувственным подросткам убедительно показано с помощью такого выразительного средства, как ____ («разумные существа» в предложении 3).
Публицист показывает нам беспомощного изуродованного котёнка, причём пытается смотреть на ужасную картину как бы глазами этих жестоких подростков, поэтому вводит в текст ____ («лохами», «тормоз» в предложениях 4, 5).
В конце статьи ____ («владимирский доктор Айболит» в предложении 26) как нельзя лучше характеризует человека, занимающегося проблемой бездомных и больных животных».
Список терминов:
1) риторическое обращение
2) лексический повтор
3) инверсия
4) перифраз (перифраза)
5) эпитет
6) диалектизмы
7) жаргонные слова
8) литота
9) ирония - (1)Откуда взялся этот хриплый рык? (2)Эта лужёная глотка, которая была способна петь согласные? (3)Откуда пришло ощущение трагизма в любой, даже пустяковой песне? (4)Это пришло от силы. (5)От московских дворов, где сначала почиталась сила, потом – всё остальное. (6)От детства, в котором были ордера на сандалии, хилые школьные винегреты, драки за штабелями дров. (7) Он был рождён от силы, страсти его были недвусмысленные, крик нескончаем. (8)Он был отвратителен эстетам, выдававшим за правду милые картинки сочинённой ими жизни. (9)Он их шокировал и формой, и содержанием. (10)А больше всего он был ненавистен эстетам за то, что пытался говорить правду, ту самую правду, мимо которой они проезжали в такси или торопливым шагом огибали её на тротуарах. (11)Это была не всеобщая картина жизни, но этот кусок был правдив. (12)Это была правда его, Владимира Высоцкого, и он искрикивал её в своих песнях, потому что правда эта была невесела.
(13)Владимир Высоцкий страшно спешил. (14)Будто предчувствуя свою короткую жизнь, он непрерывно сочинял, успев написать что-то около тысячи песен. (15)По три-четыре дня, запершись в своей комнате, он писал как одержимый, почти не делая перерывов в сочинительстве. (16)Его редко занимала конструкция, на его ногах скорохода не висели пудовые ядра формы, часто он только намечал тему и стремглав летел к следующей.
(17)Он был во всём сторонник силы – и не только душевно-поэтической, но и обыкновенной, физической, которая не раз его выручала в тонком деле поэзии. (18)В век, когда песни пишут «индустриальным» способом: текст – поэт, музыку – композитор, аранжировку – аранжировщик, пение – певец, Владимир Высоцкий создал совершенно неповторимый жанр личности, имя которому – он сам и где равно и неразрывно присутствовали голос, гитара и стихи. (19)Каждый из компонентов имел свои недостатки, но, слившись вместе, они делали этот жанр совершенно неразрываемым, уникальным, и многочисленные эпигоны Высоцкого терпели постоянно крах на этом пути. (20)Их голоса выглядели просто голосами блатняг, их правда была всего лишь пасквилем.
(21)Владимир Высоцкий испытывал в своём творчестве немало колебаний, но колебаний своих собственных, рождённых внутри себя. (22)Залётные ветры никак не гнули этот невысокий крепкий побег отечественного искусства. (23)Ничьим влияниям со стороны, кроме влияния времени, он не подвергался и не уподоблялся иным бардам, распродававшим чужое горе и ходившим в ворованном терновом венце. (24)У Высоцкого было много своих тем, море тем, он мучился скорее от «трудностей изобилия», чем от модного, как бессонница, бестемья.
(25)Ему адски мешала невиданная популярность, которой он когда-то, на заре концертирования, страстно и ревниво добивался и от которой всю остальную жизнь страдал. (26)Случилось удивительное дело: многие актёры, поэты, певцы, чуть ли не ежедневно совавшие свои лица в коробку телевизионного приёмника – признанного распространителя моды – ни по каким статьям и близко не могли пододвинуться к артисту, не имевшему никаких званий, к певцу, издавшему скромную гибкую пластинку, к поэту, ни разу (насколько я знаю) не печатавшему свои стихи в журналах, к киноактёру, снявшемуся не в лучших лентах. (27)Популярность его песен (да простят мне это мои выдающиеся коллеги) не знала равенства.
(28)В песнях у него не было ограничений, слава богу, магнитофонная плёнка есть в свободной продаже.(29)Он кричал свою спешную поэзию, и этот магнитофонный крик висел над всей страной. (30)За его силу, за его правду ему прощалось всё. (31)Его песни были народными, и он был народным артистом, и для доказательства этого ему не нужно было предъявлять удостоверение.
(По Ю. Визбору)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 – А30, В1 – В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Введите последовательность цифр в поле ответов в том порядке, в котором они должны быть в тексте рецензии на месте пропусков. При перечислении цифры отделяйте запятыми без использования пробелов.
«Юрий Визбор, известный поэт, композитор, бард и журналист, ведёт беседу с читателем, используя такие синтаксические средства, как _____ (предложения 1, 2, 3) и _____ (предложения 7, 8, 9), что, несомненно, усиливает эмоциональное воздействие текста. В размышления об интенсивности поэтического труда Высоцкого, о «море тем», волновавших поэта, абсолютно органично включается _____ (бестемье в предложении 24). А _____ (на его ногах скорохода не висели пудовые ядра формы в предложении 16, распродававшим чужое горе и ходившим в ворованном терновом венце в предложении 23) не только образно раскрывает секрет популярности Высоцкого, но и характеризует самого Визбора как зрелого художника слова».
Список терминов:
1) развёрнутая метафора
2) ирония
3) сравнение
4) жаргонные слова
5) олицетворение
6) авторский неологизм
7) эпитет
8) вопросительное предложение
9) параллелизм