Тема Морфологический анализ
- (1)… (2)Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине на рукотворном холме. (3)Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). (4)Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток важнейших водных торговых путей. (5)Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. (6)Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечаются многими исследователями. (7)______ церковь Покрова на Нерли – это не только один из самых совершенных храмов, созданных на Руси, но и величайший памятник мирового искусства.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова УНИКАЛЬНО из второго (2) предложения текста - (1)… (2)Поездка на великую русскую реку, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов, давно была задумана И. Левитаном, однако первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. (3)Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мёртвой». (4)Лишь на следующий год во время путешествия на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге он неожиданно для себя открыл красоты маленького, тихого городка – Плёса, где было решено задержаться и пожить некоторое время. (5) ______И. Левитан провел в Плёсе несколько чрезвычайно продуктивных летних сезонов. (6)Около 200 работ, выполненные им за три лета, проведённых в Плёсе, принесли И. Левитану широкую известность, а Плёс с тех пор стал очень популярен у пейзажистов.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ГДЕ из четвёртого (4) предложения текста - (1) … (2) Некогда «корабельные рощи» шумели и на территории нашей столицы: в Измайлове, Сокольниках, Кускове, Лосином острове – там, где сейчас сосна – редкое явление. (3) И уничтожали их не топор дровосека и не огонь, а… дым. (4) Дело в том, что в условиях большого города листья деревьев сильно загрязняются дымом и пылью, а в загрязнённых листьях нарушаются процессы фотосинтеза и газообмена, что ведёт к гибели дерева. (5) Для широколиственных пород это не так страшно, так как они каждый год покрываются новой листвой. (6) ______ сосновая хвоя живёт полных два года, и за это время она успевает основательно загрязниться в запылённой атмосфере большого города.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОСНОВАТЕЛЬНО из шестого (6) предложения текста - (1) … (2) События, происходящие в его стихотворениях, приписываются другой стране и даже другой эпохе. (3) Наверное, время, в которое он жил, приучило его максимально отстраняться в стихах от опасных реалий, использовать эзопов язык. (4) А затем, после эмиграции, это уже просто вошло в привычку как незаурядное художественное средство: свободному художнику и в голову не придёт как-то таиться от своего читателя. (5) Но нельзя сказать, чтобы Бродский пользовался иносказаниями исключительно в целях политической маскировки. (6) ______ в этих стихотворениях он выступает, как искусный стилизатор – перекличка с современностью возникает только в воображении читателя.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова МАКСИМАЛЬНО из третьего (3) предложения текста - (1)… (2)Как можно покупать собственному ребёнку профессиональный тренинг по хладнокровному убийству?! (3)Не важно, стреляет ли герой игры из автомата или режет ножом своих виртуальных врагов, реальной жертвой всегда становится играющий ребёнок. (4)Уже неоднократно звучали в новостях факты, подтверждающие эту закономерность: дети в ссоре машинально убивают своих сверстников обычным кухонным ножом. (5)При этом траектория удара полностью повторяет привычный жест виртуального «победителя» в любимой игре. (6)______ ребёнок убивает по привычке!
Укажите правильную морфологическую характеристику слова МАШИНАЛЬНО из четвёртого (4) предложения текста - (1) … (2) Привязанность его к человеку просто фантастическая, а объясняется это тем, что мы с вами, ничего не подозревая, помогаем подорожнику расселяться и осваивать новые площади. (3) Осенью созревшие семена подорожника вместе с грязью прилипают к ногам прохожих, к колёсам проезжающего транспорта и разносятся далеко по всем дорогам. (4) Помогают в этом и домашние животные, особенно копытные: лошади, коровы, овцы, козы. (5) Семена других растений разносят вода, ветер, птицы, а у подорожника они прочно «приклеиваются» к почве, их ветру не сдуть и воде не смыть. (6) ______ так и путешествуют семена подорожника по дорогам не только одной страны, но даже разных континентов.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРОЧНО из пятого (5) предложения текста - (1)… (2)Древнегреческий философ, математик, астроном обнаружил, что янтарь, потёртый о шерсть, приобретает свойства притягивать мелкие предметы. (3)Позже это свойство использовалось в процессе чистки от пыли одежды, для которой было критичным любое повреждение краски. (4)Считалось, что таким свойством обладает только янтарь. (5)После становления физики как экспериментальной науки, заложенной Галилео Галилеем, это явление стало изучаться как средство для исследования и использования свойств физических тел. (6)______ сам термин «электричество» был введён не Галилео Галилеем, а английским естествоиспытателем Уильямом Гилбертом в его сочинении «О магните, магнитных телах и о большом магните – Земле» (1600 год), в котором объясняется действие магнитного компаса и описываются некоторые опыты с наэлектризованными телами.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОТЁРТЫЙ из второго (2) предложения текста - (1) … (2)Например, тихоокеанские лососи (кета, горбуша, нерка и др.), вышедшие из икринок в ручьях и реках Дальнего Востока и западной части США и Канады, запечатлевают запахи воды этих ручьев. (3)С возрастом они скатываются в море, где растут и достигают половой зрелости, а для размножения возвращаются в «свои» реки. (4)В океане лососи используют астрономические или магнитные ориентиры, но у берегов, при выборе рек и ручьёв, они ориентируются по запаху. (5)Даже птицы, несмотря на слабо развитое обоняние, могут использовать при бионавигации в качестве ориентиров запахи. (6)______ для определения своего местоположения животные применяют также ультразвук (эхолокация летучих мышей, дельфинов и др.) и инфразвук (некоторые птицы).
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВЫШЕДШИЕ из второго (2) предложения текста - (1) ... (2) И так продолжалось до тех пор, пока жители Вавилона не задумали построить высокую башню, чтобы добраться до неба. (3) Сначала строительство башни шло успешно, потому что вавилоняне хорошо понимали друг друга и усердно работали. (4) Однако Богу неугодно было это строительство. (5) Ещё бы: ведь люди дерзнули покорить себе небо! (6) И тогда Бог смешал все языки, а в результате строители перестали понимать друг друга – и «творение столпа» прекратилось. (7) __________ в современном русском языке выражение «вавилонское столпотворение» употребляют, когда речь идёт о неразберихе, беспорядке, суматохе, о большом скоплении людей, у которых не получается то, что они задумали сделать.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова УСЕРДНО в предложении 3 - (1)… (2)В Древнем Египте для записи использовался папирус – вид бумаги, сделанной из стеблей одноимённого растения. (3)Отдельные листы папируса для удобства хранения склеивались в свитки. (4)Эта традиция была широко распространена в Эллинском и Римском мире, хотя есть свидетельства, что использовались также древесная кора и другие материалы. (5)Согласно Геродоту, финикийцы принесли письменность и папирус в Грецию около десятого или девятого столетия до н. э. (6)Греческим словом, обозначающим материал для записей, стало «библион», а для книги – «библос». (7)______ оно произошло от названия финикийского портового города Библос, через который папирус экспортировался в Грецию.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова РАСПРОСТРАНЕНА из четвертого (4) предложения текста - (1) … (2)Эта гипотеза Ампера была важным принципиальным шагом к утверждению идеи о единстве природы. (3)Но она поставила перед исследователями ряд новых вопросов.(4)В первую очередь, потребовалось дать полную и замкнутую теорию взаимодействия токов, и эту задачу с подлинным блеском, действуя как теоретик и как экспериментатор, решил сам Ампер. (5)Чтобы найти, как взаимодействуют токи в различных контурах, ему пришлось сформулировать законы магнитного взаимодействия отдельных элементов тока («закон Ампера») и воздействия токов на магниты («правило Ампера»). (6)______ Ампером была создана новая наука об электричестве и магнетизме и даже введён термин «электродинамика».
Укажите правильную морфологическую характеристику слова СОЗДАНА из шестого (6) предложения текста - (1)… (2)Его жёлтые россыпи встретишь весной везде: и в саду, и на улицах, и около дорог, и на лесных опушках. (3)Он любит одинаково и солнышко, и тень, его топчут люди, едят животные. (4)А одуванчик растёт себе и растёт – гордый, выносливый – и каждый год встречает весну. (5)Пройдёт немного времени – и лужайки, поросшие одуванчиком, из золотистых станут белыми. (6)И кому из вас не приходилось в детстве забавляться сдуванием пушистых головок одуванчика? (7)Словно маленькие парашютики прикреплены к семенам, и лёгкий ветерок разносит их далеко-далеко. (8)______ мудро придумала природа расселять этот сорняк.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова МУДРО в предложении 8 - (1) … (2) Ещё в древние времена оно росло в Египте по берегам Нила. (3) Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу. (4) Когда папирус вырастет, достигнув 3–5 метров и толщины с руку, проникнуть в его заросли невозможно: это плотная стена. (5) Корни папируса сплетаются, и, разрастаясь, группа растений отрывается от берегов и образует своеобразный островок, который медленно плывёт по реке. (6) _______ такие островки задерживают движение кораблей, мешают судоходству.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова КОТОРЫЙ в предложении 5 - (1)… (2)Его бы наверняка покоробило и оскорбило, если бы кто-нибудь предложил ему прибегнуть к помощи какого-нибудь музыкального инструмента, например, гитары, чтобы «взбодрить» слушателя. (3)Он не Высоцкий и не Окуджава. (4)Ему определённо необходимы эти скучно-монотонные, но сами по себе распевные строки. (5)Он словно бы убаюкивает читателя, чтобы где-нибудь на двухсотой строке, не раньше, прибегнуть к шоковой терапии его пробуждения. (6)______ читатель попадается на эту удочку!
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОПРЕДЕЛЁННО из четвёртого (4) предложения текста - (1) … (2) Их ароматы очень разнообразны: одни пахнут свежескошенным сеном, другие имеют запах ванили, гвоздики, фиалки, корицы, аниса, мёда и т.д. (3) Цветки одних орхидей издают аромат только ночью, других – только днём. (4) Если вам никогда не приходилось бывать в тропических лесах, не унывайте: увидеть орхидеи можно и в наших лесах. (5) ______ они не такие большие и яркие, как их родственники, их красота не так заметна, но в изяществе наши северные орхидеи не уступают тропическим сёстрам. (6) А зовут их любка двулистная, или ночная фиалка, и ятрышник пятнистый.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЗАМЕТНА в предложении 5 - (1)… (2)Это величественное красивое дерево приковывает к себе всё ваше внимание. (3)Ему не страшны ни сильный ветер, ни летняя гроза, поэтому стало оно символом славы и силы. (4)Да, конечно, это дуб. (5)Не только своим внешним видом производит дуб впечатление силы и крепости. (6)Прочна и не подвержена порче древесина этой ценной породы дерева. (7)______ даже попав в воду, дубовая древесина не гниёт, а становится ещё твёрже, прочнее, при этом приобретает чёрную окраску.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОДВЕРЖЕНА в предложении 6 - (1) … (2) Если молния ударит в прозрачную воду горного источника, то источник уходит под землю, а на его месте вырастает корень жизни, который таит в себе силу небесного огня. (3) Поэтому женьшень иногда обозначается китайскими иероглифами «жень-дань-шень», что означает «корень-молния». (4) На Востоке бытовало поверье, что ночью, во время своего цветения, женьшень светится необычно белым ярким огнём. (5) Если в такую ночь выкопать светящийся корень, то он сможет не только вылечить человека от любой болезни, но и воскресить мёртвого. (6) ______ добыть такой женьшень трудно, потому что его стерегут дракон и тигр. (7) Лишь очень смелые люди могут решиться взять светящийся женьшень.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова КОТОРЫЙ в предложении 2 - (1)… (2)Ни один камень не может с ним сравниться! (3)Сверкающий, переливающийся всеми цветами радуги, более твёрдый, чем все тела природы. (4)Недаром само слово «алмаз» происходит от греческого «неукротимый, непреоборимый». (5)Но не только в окне ювелирного магазина или в музее драгоценностей можно увидеть этот самоцвет. (6)Алмаз нужен стекольщику, когда он режет стекло, в разных мастерских алмазным остриём производят самые тонкие работы. (7)Алмаз особенно необходим в тех инструментах, которые называют буром и которые врезаются в скалы и камни, чтобы подготовить взрывы динамита. (8)______ всюду, где надо пилить тонкими пилами сталь или твёрдый камень, где надо тонко полировать твёрдые пластинки, нужен алмазный порошок.
Укажите предложение, в котором есть относительное местоимение - (1) … (2) Большая удалённость космических фотоаппаратов от объектов съёмки проявляет скрытые под внешними формами рельефа глубинные структуры – линейные и кольцевые разломы коры, распространение мелких трещин, спрятанные под землёй куполовидные складки.
(3) Многие из этих погребённых образований так или иначе связаны с месторождениями полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. (4) Специалисты на основе спутниковых снимков построили космотектоническую карту нефтегазоносных областей Сибири. (5) ____ на ней, кроме уже известных и разрабатываемых месторождений, отражены также и районы, перспективные для разведки углеводородного сырья.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова СКРЫТЫЕ в предложении 2 - (1)… (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5)______ промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6)Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.
Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени - (1)… (2)Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3)Их следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг развивающих её нескольких больших подтем. (4)При этом важно точно и лаконично изложить содержание отобранных фрагментов, провести их смысловое свёртывание. (5)Под смысловым свёртыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. (6)______ компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приёмов при написании реферата.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОДНАКО в предложении 2 - (1)… (2)Это не совсем так. (3)В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы. (4)Но всё своеобразие аквамарина заключается в том, что он ярко освещён изнутри совершенно серебряным (именно серебряным, а не белым) огнём. (5)Кажется, что, если вглядеться в аквамарин, увидишь тихое море с водой цвета звёзд. (6)______ эти цветовые и световые особенности аквамарина и других драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности.
Укажите правильную морфологическую характеристику слова СОВЕРШЕННО в предложении 4