Тема Словосочетание
- (1)Грэй вышел из чащи в кустарник, разбросанный по скату холма. (2)Дымилась и горела трава; влажные цветы выглядели как дети, насильно умытые холодной водой. (3)Зелёный мир дышал бесчисленностью крошечных ртов, мешая проходить Грэю среди своей ликующей тесноты. (4)Капитан выбрался на открытое место, заросшее пёстрой травой, и увидел здесь спящую молодую девушку.
(5)Он тихо отвёл рукой ветку и остановился с чувством опасной находки. (6)Не далее как в пяти шагах, свернувшись, подобрав одну ножку и вытянув другую, лежала головой на уютно подвёрнутых руках утомившаяся Ассоль. (7)Её волосы сдвинулись в беспорядке; у шеи расстегнулась пуговица, открыв белую ямку; раскинувшаяся юбка обнажала колени; ресницы спали на щеке, в тени нежного, выпуклого виска, полузакрытого тёмной прядью; мизинец правой руки, бывшей под головой, пригибался к затылку. (8)Грэй присел на корточки, заглядывая девушке в лицо снизу.
(9)Быть может, при других обстоятельствах эта девушка была бы замечена им только глазами, но тут он иначе увидел её. (10)Всё стронулось, всё усмехнулось в нём. (11)Разумеется, он не знал ни её, ни её имени, ни почему она уснула на берегу, но был этим очень доволен. (12)Он любил картины без объяснений и подписей. (13)Впечатление такой картины несравненно сильнее; её содержание, не связанное словами, становится безграничным, утверждая все догадки и мысли.
(14)Тень листвы подобралась ближе к стволам, а Грэй всё ещё сидел в той же малоудобной позе. (15)Всё спало на девушке: спали тёмные волосы, спало платье и складки платья; даже трава поблизости её тела, казалось, задремала в силу сочувствия. (16)Когда впечатление стало полным, Грэй вошёл в его тёплую подмывающую волну и уплыл с ней. (17)Давно уже матрос кричал: «Капитан, где вы?» – но капитан не слышал его.
(18)Когда он наконец встал, склонность к необычному застала его врасплох с решимостью и вдохновением раздражённой женщины. (19)Задумчиво уступая ей, он снял с пальца старинное дорогое кольцо, не без основания размышляя, что, может быть, этим подсказывает жизни нечто существенное, подобное орфографии. (20)Он бережно опустил кольцо на малый мизинец, белевший из-под затылка. (21)Мизинец нетерпеливо двинулся и поник. (22)Взглянув ещё раз на это отдыхающее лицо, Грэй повернулся и увидел в кустах высоко поднятые брови матроса. (23)Летика, разинув рот, смотрел на занятия Грэя.
– (24)Посмотри-ка на неё, – сказал Грэй.
– (25)Дивное художественное полотно! – шёпотом закричал матрос, любивший книжные выражения.
– (26)Тише, Летика. (27)Уберёмся отсюда.
(28)Они отошли. (29)Им следовало бы теперь повернуть к лодке, но Грэй медлил, рассматривая даль низкого берега, где над зеленью и песком лился утренний дым труб. (30)Его не покидало уже чувство поразительных открытий. (31)Дух немедленного действия овладел им. (32)Он опомнился и собрался с мыслями, только когда сел в лодку. (33)Смеясь, он подставил руку ладонью вверх – знойному солнцу, затем отплыл и стал быстро грести по направлению к гавани.
(По А. Грину)
В предложении 4 найдите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Словосочетание введите в поле ответов без пробелов - Время Гоголя
(1)Николая Васильевича называют величайшим русским сатириком. (2)Рискуя навлечь на себя громы небесные, попробую не согласиться с этим во все учебники вошедшим определением. (3)Мне кажется, Гоголь был, бесспорно, великий, но не сатирик, а юморист. (4)Грань между сатирой и юмором во многом условна, но разница есть! (5)Герои сатирика вызывают гнев и отвращение. (6)А кто отвратителен у Гоголя? (7)Практически все его герои смешны, но по-своему обаятельны.
(8)Гоголь не был ни революционером, ни реакционером. (9)Хохоча над помещиками, он и крепостных не облизывал: слуга Хлестакова Осип – такой же прохвост, как и его хозяин, только порасчётливей да поумней. (10)Не углубляясь в борьбу классов, Гоголь просто смеялся над всем, что кажется смешно, а такого в России всегда хватало.
(11)Всё в мире стареет, даже великая литература. (12)Юмор в этом плане особенно уязвим, ему трудно преодолевать пространство и время. (13)Меняется контекст, умирают детали, перестаёт восприниматься пародийность, ибо исчезает сам предмет пародирования. (14)Намёки, понятные согражданам и современникам, непосвящёнными воспринимаются лишь в прямом смысле. (15)«Вреден Север для меня», – писал сосланный на юг Пушкин, и нынешние ученики среднего учителя думают, что классик африканского происхождения просто страдал простудами. (16)Время ушло вместе со своей злободневностью.
(17)Гоголь от души смеялся над своими современниками и их призывал смеяться над собой. (18)Смеялись! (19)Но ведь и нынче смеются – это чем объяснить? (20)Почему не кончается время гоголевского смеха? (21)Почему сегодня в Москве «Ревизора» – фантастическая востребованность! – ставят сразу на девяти сценах?
(22)Причин минимум три.
(23)Во-первых, современный нахальный театр всё чаще использует классику не как учителя жизни, а как площадку для своих отвязных экспериментов, иногда удачных, густо насыщая старый текст новыми подтекстами. (24)Гоголь годится и для этого.
(25)Во-вторых, если время Гоголя и ушло, то очень недалеко. (26)Тогдашние чиновники брали взятки, и нынешние берут – да как! (27)Для современного зрителя Ляпкин-Тяпкин со своими «борзыми щенками» на фоне сегодняшних кабинетных рэкетиров с их миллиардными поборами просто милый провинциальный чудак, почти бескорыстный – ну как не посмеяться над его простодушием? (28)В наши дни давно имел бы счёт на Кипре, виллу в Ницце и толстый пакет акций «Газпрома».
(29)А в-третьих, большая литература, подобно хорошему вину, с годами только набирает крепость. (30)Преходящее облетает, как листва с дуба, и остаётся могучий несгибаемый ствол. (31)Персонажи укрупняются: рядовой мент Держиморда за двести лет вполне мог дослужиться до министра, в каких должностях ходит нынче Сквозник-Дмухановский, опасно даже догадываться. (32)Смех классика приобретает грозный оттенок.
(33)Первые зрители «Ревизора» снисходительно смеялись сверху вниз. (34)Сегодня смех сменил направленность: просвещённая аудитория прекрасно знает, кто у нас нынче берёт взятки.
(35)Потому-то мы и живём во время Гоголя. (36)И конца его эпохи в обозримом будущем не видно.
(По Л.А. Жуховицкому)
В предложении 25 найдите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ. Словосочетание введите в поле ответов без пробелов - (1)Пока живет человек, будет жить и сказка. (2)Потому что сказка – наилучшее выражение надежд народа на счастье и справедливость. (3)Сказка – воплощенная в поэтической форме мечта человека о прекрасном. (4)Чаяния счастья и справедливости и мечты о прекрасном не могут умереть. (5)Они двигают жизнь, они заложены в основе наших человеческих стремлений, они рождают культуру, искусство… (6)Если мы представим себе, что человек потеряет способность стремиться к счастью и справедливости и мечтать, то тотчас остановится движение жизни, исчезнут героизм и трудовой подвиг, замрет искусство, зачахнет наука, и человечество погрузится в растительное и бесцельное существование.
(7)Способность к мечте создала почти все то ценное, что нас окружает, начиная от прекрасного по своим душевным качествам человека и кончая передачей изображения на расстояние и возможностью слышать человеческий голос из Москвы в хижине канадского лесоруба или в пустынях Австралии.
(8)Мысль о том, что сказка говорит о несбыточном, что она – только игра воображения, была, быть может, справедлива для наших отдаленных предков, но не для нас.
(9)Мы живем в мире сбывшихся сказок. (10)За последние десятилетия человек научился летать по воздуху со скоростью звука, проплывать под водой тысячи километров, видеть на огромные расстояния в темноте, проникать взором через непроницаемые раньше преграды, закреплять и передавать потомкам такую мимолётную вещь, как звук своего голоса, вести разговор через океаны и горы, выращивать исполинские деревья, менять географию земного шара, на месте сухих степей создавать великие озёра-моря, превращать в свет, тепло и движение воды рек, ветер, силу взрыва, – иначе говоря, человек стал всемогущим, и нет такой сказки, которая не оказалась бы через некоторое количество лет былью.
(11)Но сказка выражает мечту человека не только о покорении себе всех сил природы, но и о совершенстве человеческих отношений.
(12)Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. (13)Тогда только он имеет право носить это высокое звание – человек. (14)Об этом тоже говорят сказки. (15)И не только сказки, но и всё искусство. (16)Потому что нет такого подлинного писателя, поэта, художника или композитора, который бы не стремился обогатить духовный мир человека и тем самым поднять его ещё на одну более высокую ступень. (17)В этом – назначение и сила искусства.
(18)Наконец, сказка выражает подлинно народную, основанную на глубоком знании любовь человека к природе. (19)Человек в сказке окружён могучей природой – дремучими лесами, широкими реками, глубокими морями, волшебными травами. (20)Сказочные страны полны пересвистом птиц, запахами цветов, журчанием холодных ключей, весёлым шумом листвы, радугами, солнечным светом, игрою звёзд и звериными тропами.
(21)Это ощущение так сильно и по существу правдиво, что, раз появившись, не может исчезнуть из нашего сознания, и, обогатившись им, мы видим нашу родную природу во много раз более прекрасной и интересной, чем раньше.
(22)Нам через сказку передаётся богатейший опыт познания и природы и человека, накопленный нашим народом за многие столетия его исторической жизни.
(По К. Г. Паустовскому*)
*Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.
Определите тип подчинительной связи в словосочетании ВОЗМОЖНОСТЬЮ СЛЫШАТЬ (предложение 7). Название способа связи введите в поле ответов - (1)Больно становится, когда приходится слышать: язык – это самый лёгкий предмет школьного обучения. (2)Вот, мол, математика, физика, химия – предметы весьма важные, первостепенные, а язык – это что-то общеизвестное, за преподавание этого предмета может взяться каждый.
(3)Какая это большая ошибка, как много вреда она может принести! (4)Преподавание языка – очень трудное, сложное и ответственное дело. (5)И если мы хотим, чтобы школа справлялась с задачами, которые ныне возлагаются на неё, преподавателями этого предмета должны быть люди самые способные, самые талантливые. (6)Потому что процесс овладения языком – это не только и не просто передача знаний, умений, навыков. (7)Это прежде всего воспитание. (8)Воспитание души, воспитание разума, формирование строя мысли, кропотливая резьба и лепка тончайших черт духовного облика человека.
(9)В практике воспитания каждый мыслящий педагог особенно дорожит той огромной духовной ценностью своих воспитанников, имя которой – эмоциональная чуткость. (10)Формирование чуткого отношения к слову матери, отца, педагога – это, несомненно, одна из особо важных педагогических проблем. (11)Когда возникает вопрос: чем же больше всего воспитывают уроки русского языка? – я каждый раз всё глубже убеждаюсь в том, что их воспитательная сила заключается прежде всего в формировании чуткости к слову, мысли, чувству. (12)Эмоциональная толстокожесть, душевные чёрствость и равнодушие одним из своих корней имеют речевое бескультурье. (13)Речь, слово – это тонкий резец в руках воспитателя-мастера.
(14)Когда я слышу жалкую, искажённую речь, мне кажется, что в хорошем концертном зале играют на расстроенной скрипке или пытаются вырезать из дерева фигурку красавицы выщербленным, ржавым топором. (15)Скудная, убогая речь отупляет, оглупляет человека, делает его мышление примитивным.
(16)Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. (17)Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту, величие и могущество нашей многонациональной Родины, кто дорожит родным словом.
(По В. А. Сухомлинскому*)
*Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) – педагог, учитель украинского и русского языков и литературы, член-корреспондент АПН СССР, Герой Социалистического труда; написал многочисленные труды по теории и методике воспитания детей, выразил стремление к гуманизации школьного образования в СССР, отстаивал право на педагогическое творчество.
Определите тип подчинительной связи в словосочетании НЫНЕ ВОЗЛАГАЮТСЯ (предложение 5). Название способа связи введите в поле ответов