Тема Способы словообразования
- (1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.
– (2)Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.
(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..
(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.
(10)Варя сразу наткнулась на главное место.
(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте… а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию… (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага… (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить…»
– (27)Да, он очень вырос, твой Родион, ты права… – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.
(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.
(По Л. Леонову*)
*Леонид Максимович Леонов (1899–1994) – русский писатель, общественный деятель.
Из предложений 4–5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Слово введите в поле ответов - (1)Краски и свет в природе надо не столько наблюдать, сколько ими попросту жить. (2)Для искусства годится только тот материал, который завоевал место в сердце.
(3)Живопись важна для прозаика не только тем, что помогает ему увидеть и полюбить краски и свет. (4)Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. (5)Только после его картин мы тоже начинаем это видеть и удивляться, что не замечали этого раньше.
(6)Французский художник Монэ приехал в Лондон и написал Вестминстерское аббатство. (7)Работал Монэ в обыкновенный лондонский туманный день. (8)На его картине готические очертания аббатства едва выступают из тумана. (9)Написана картина виртуозно.
(10)Когда картина была выставлена, она произвела смятение среди лондонцев, которые были поражены, что туман у Монэ окрашен в багровый цвет, хотя даже из хрестоматий было известно, что цвет тумана серый. (11)Дерзость Монэ вызвала сначала возмущение. (12)Но возмущавшиеся, выйдя на лондонские улицы, вгляделись в туман и впервые заметили, что он действительно багровый.
(13)Тотчас начали искать этому объяснение. (14)Согласились на том, что красный оттенок тумана зависит от обилия дыма. (15)Кроме того, этот цвет туману сообщают красные кирпичные лондонские дома.
(16)Но как бы там ни было, Монэ победил. (17)После его картины все начали видеть лондонский туман таким, каким его увидел художник. (18)Монэ даже прозвали «создателем лондонского тумана».
(19)Если обращаться к примерам из своей жизни, то я впервые увидел всё разнообразие красок русского ненастья после картины Левитана «Над вечным покоем». (20)До тех пор ненастье было окрашено в моих глазах в один унылый цвет. (21)Вся тоскливость ненастья и вызывалась, как я думал, именно тем, что оно съедало краски и заволакивало землю мутью.
(22)Но Левитан увидел в этом унынии некий оттенок величия, даже торжественности, и нашёл в нём много чистых красок. (23)С тех пор ненастье перестало угнетать меня. (24)Наоборот, я даже полюбил его за чистоту воздуха, холод, когда горят щёки, оловянную рябь рек, тяжёлое передвижение туч. (25)Наконец, за то, что во время ненастья начинаешь ценить простые земные блага – тёплую избу, огонь в русской печи, писк самовара, сухую солому на полу, застланную грубым рядном для ночлега, усыпительный шум дождя по крыше и сладкую дремоту.
(26)Почти каждый художник, к какому бы времени и к какой школе он ни принадлежал, открывает нам новые черты действительности.
(27)Мне посчастливилось несколько раз быть в Дрезденской галерее. (28)Помимо «Сикстинской мадонны» Рафаэля, там есть много картин старых мастеров, перед которыми просто опасно останавливаться: они не отпускают от себя. (29)На них можно смотреть часами, может быть, сутками, и чем дольше смотришь, тем шире нарастает непонятное душевное волнение. (30)Оно доходит до той черты, когда человек уже с трудом удерживает слезы.
(31)В чём причина этих непроливающихся слёз? (32)В том, что в этих полотнах – совершенство духа и власть гения, заставляющего нас стремиться к чистоте, силе и благородству собственных помыслов.
(33)При созерцании прекрасного возникает тревога, которая предшествует нашему внутреннему очищению. (34)Будто вся свежесть дождей, ветров, дыхания цветущей земли, полуночного неба и слёз, пролитых любовью, проникает в наше благодарное сердце и навсегда завладевает им.
(По К.Г. Паустовскому)
Определите способ образования слова ПОПРОСТУ (предложение 1). Название способа введите в поле ответов - (1)Чума в нашем доме. (2)Лечить её мы не умеем. (3)Более того, мы сплошь да рядом не умеем даже поставить правильный диагноз. (4)И тот, кто уже заразился, зачастую не замечает, что он болен и заразен.
(5)Ему-то кажется, что он знает о фашизме всё. (6)Ведь всем же известно, что фашизм – это чёрные эсэсовские мундиры, лающая речь, вздёрнутые в римском приветствии руки, свастика, чёрно-красные знамёна, марширующие колонны, люди-скелеты за колючей проволокой…
(7)О, мы прекрасно знаем, что такое фашизм – немецкий фашизм, он же – гитлеризм. (8)Нам и в голову не приходит, что существует и другой фашизм, такой же поганый, такой же страшный, но свой, доморощенный. (9)И, наверное, именно поэтому мы не видим его, когда он на глазах у нас разрастается в теле страны, словно тихая злокачественная опухоль. (10)Мы, правда, различаем свастику, закамуфлированную под рунические знаки. (11)До нас доносятся хриплые вопли, призывающие к расправе над инородцами. (12)Мы замечаем порой поганые лозунги и картинки на стенах наших домов. (13)Но мы никак не можем признаться себе, что это тоже фашизм. (14)Нам всё кажется, что фашизм – это чёрные эсэсовские мундиры, лающая иноземная речь, жирный дым из труб крематориев, война...
(15)Сейчас Академия наук, выполняя указ Президента, лихорадочно формулирует научное определение фашизма. (16)Надо полагать, это будет точное, всеобъемлющее, на все случаи жизни определение. (17)И, разумеется, дьявольски сложное.
(18)А, между тем, фашизм – это просто. (19)Более того, фашизм – это очень просто! (20)Фашизм есть диктатура националистов. (21)Соответственно, фашист – это человек, исповедующий (и проповедующий) превосходство одной нации над другими и при этом – активный поборник «железной руки», «дисциплины – порядка», «ежовых рукавиц» и прочих прелестей тоталитаризма.
(22)И всё. (23)Больше ничего в основе фашизма нет. (24)Диктатура плюс национализм. (25)Тоталитарное правление одной нации. (26)А всё остальное – тайная полиция, лагеря, костры из книг, война – прорастает из этого ядовитого зерна, как смерть из раковой клетки.
(27)Только, ради Бога, не путайте национализм с патриотизмом! (28)Патриотизм – это любовь к своему народу, а национализм – неприязнь к чужому. (29)Патриот прекрасно знает, что не бывает плохих и хороших народов – бывают лишь плохие и хорошие люди. (30)Националист же всегда мыслит категориями «свои – чужие», «наши – ненаши», он целые народы с лёгкостью необыкновенной записывает в негодяи, или в дураки, или в бандиты.
(31)Так что если вы вдруг «осознали», что только лишь ваш народ достоин всех благ, а все прочие народы вокруг – второй сорт, поздравляю: вы сделали свой первый шаг в фашизм. (32)Потом вас осеняет, что высоких целей ваш народ добьётся, только когда железный порядок будет установлен и заткнут пасть всем этим крикунам и бумагомаракам, разглагольствующим о свободах, когда поставят к стенке (без суда и следствия) всех, кто идёт поперек, а инородцев беспощадно возьмут к ногтю... (33)Как только вы приняли всё это, процесс завершился: вы уже фашист. (34)На вас нет чёрного мундира со свастикой. (35)Вы не имеете привычки орать «хайль!». (36)Вы всю жизнь гордились победой нашей страны над фашизмом. (37)Но вы позволили себе встать в ряды борцов за диктатуру националистов. (38)И вы уже фашист. (39)Как просто! (40)Как страшно просто.
(41)Дорога истории давно уже накатана, логика истории беспощадна, и, как только придут к власти ваши фюреры, заработает отлаженный конвейер: устранение инакомыслящих – подавление неизбежного протеста – концлагеря, виселицы – упадок мирной экономики – милитаризация – война… (42) Если же вы, опомнившись, захотите в какой-то момент остановить этот страшный конвейер, вы будете беспощадно уничтожены.
(43)Мы живём в опасное время. (44)Чума в нашем доме. (45)В первую очередь она поражает оскорблённых и униженных, а их так много сейчас.
(46)Можно ли повернуть историю вспять? (47)Наверное, можно, если этого захотят миллионы. (48)Так давайте этого не хотеть. (49)Ведь многое зависит от нас самих. (50)Не всё, конечно, но многое.
(По Б.Н. Стругацкому*)
*Борис Натанович Стругацкий (род. в 1933 г.) – известный российский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики.
Статья Б. Стругацкого «Фашизм – это очень просто» впервые была опубликована в 1995 году.
Определите способ образования слова БЕСПОЩАДНО (предложение 42). Название способа введите в поле ответов