Тема Средства связи предложений в тексте
- (1)Осенью 1903 года Антон Павлович Чехов приехал в Москву совершенно больным. (2)Это, однако, не мешало ему присутствовать почти на всех репетициях его новой пьесы, окончательное название которой он никак не мог ещё тогда установить.
(3)Однажды вечером мне передали по телефону просьбу Чехова заехать к нему по делу. (4)Я бросил работу, помчался и застал его оживлённым, несмотря на болезнь. (5)По-видимому, он приберегал разговор о деле к концу, как дети вкусное пирожное. (6)Пока же, по обыкновению, все сидели за чайным столом и смеялись, так как там, где Чехов, нельзя было оставаться скучным. (7)Когда чаепитие закончилось, Антон Павлович повёл меня в свой кабинет, затворил дверь, уселся в свой традиционный угол дивана, посадил меня напротив себя и стал в сотый раз убеждать меня переменить некоторых исполнителей в его новой пьесе, которые, по его мнению, не подходили.
(8)Я знал, что эти разговоры были лишь прелюдией к главному делу, и потому не спорил. (9)Наконец мы дошли и до дела. (10)Чехов выдержал паузу, стараясь быть серьёзным. (11)Но это ему не удавалось – торжественная улыбка изнутри пробивалась наружу.
– (12)Послушайте, я же нашёл чудесное название для пьесы. (13)Чудесное! – объявил он, смотря на меня в упор.
– (14)Какое? – заволновался я.
– (15)Вишневый сад, – и он закатился радостным смехом.
(16)Я не понял причины его радости и не нашёл ничего особенного в названии. (17)Однако, чтоб не огорчить Антона Павловича, пришлось сделать вид, что его открытие произвело на меня впечатление. (18)Что же волнует его в новом заглавии пьесы? (19)Я начал осторожно выспрашивать его, но опять натолкнулся на эту странную особенность Чехова: он не умел говорить о своих созданиях. (20)Вместо объяснения Антон Павлович начал повторять на разные лады, со всевозможными интонациями и звуковой окраской:
– (21) Вишневый сад. (22)Послушайте, это чудесное название! (23) Вишневый сад. (24) Вишневый!
(25)Из этого я понимал только, что речь шла о чём-то прекрасном, нежно любимом: прелесть названия передавалась не в словах, а в самой интонации голоса Антона Павловича. (26)Я осторожно намекнул ему на это, но моё замечание опечалило его, торжественная улыбка исчезла с его лица, наш разговор перестал клеиться, и наступила неловкая пауза.
(27)После этого свидания прошло несколько дней или неделя. (28)Как-то во время спектакля он зашёл ко мне в грим-уборную и с торжественной улыбкой присел к моему столу. (29)Чехов любил смотреть, как мы готовимся к спектаклю. (30)Он так внимательно следил за нашим гримом, что по его лицу можно было угадывать, удачно или неудачно кладёшь на лицо краску.
– (31)Послушайте, не Вишневый, а Вишнёвый сад, – объявил он и закатился смехом.
(32)В первую минуту я даже не понял, о чём идёт речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежное «ё» в слове «вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. (33)На этот раз я понял тонкость: вишневый сад – это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. (34)Такой сад нужен и теперь. (35)Но вишнёвый сад дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. (36)Такой сад растёт и цветёт для прихоти, для глаз избалованных эстетов. (37)Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого.
(38)Сравнивая, как держал себя на репетициях Чехов, с тем, как вели себя другие авторы, удивляешься необыкновенной скромности большого человека и безграничному самомнению других, гораздо менее значительных писателей. (39)Один из них, например, на моё предложение сократить многоречивый, фальшивый, витиеватый монолог в его пьесе сказал мне с горечью обиды в голосе:
– (40)Сокращайте, но не забывайте, что вы ответите перед историей.
(41)Напротив, когда мы дерзнули предложить Антону Павловичу выкинуть целую сцену в конце второго акта «Вишнёвого сада», он сделался очень грустным, бледным, как мел, но, подумав, ответил:
– (42)Сократите!
(43)И никогда не высказал нам по этому поводу ни одного упрёка.
(По К. С. Станиславскому*)
*Константин Сергеевич Станиславский (наст. фам. Алексеев) (1863–1938) – российский режиссёр, актёр, педагог, теоретик театра, народный артист СССР. Деятельность Станиславского оказала значительное влияние на русский и мировой театр 20 века. В 1898 с В. И. Немировичем-Данченко Станиславский основал Московский Художественный театр.
Среди предложений 32–37 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Номер этого предложения введите в поле ответов - (1)Весной в Подмосковье, пряча лыжи на чердак, я заметил развешенные по стропилам кисти рябины, которую осенью сам собирал, сам нанизывал на верёвки, а вот забыл о ней и, если бы не лыжи, не вспомнил бы.
(2)В давнее время на моей родине рябину заготовляли к зиме как еду, наравне с брусникой, клюквой и грибами. (3)Пользовались ею и как средством от угара, от головной боли.
(4)В Подмосковье я собирал рябину больше из любви к этим своим воспоминаниям о детстве, да ещё потому, что в прошедшем году уродилось её на редкость много, и жалко было, что сочные, красные ягоды расклёвывают дрозды.
(5)На тёмном чердаке под самой крышей связки рябины висели, словно берёзовые веники. (6)Листья на гроздьях посохли, пожухли и свернулись, и сами ягоды, перемёрзшие за зиму, тоже чуть сморщились, вроде изюма, зато были вкусны. (7)Свежая рябина горьковата и чересчур кисла, есть её трудно, как и раннюю клюкву. (8)Но клюква и рябина, прихваченные морозом, приобретают ни с чем не сравнимые качества: и от горечи что-то осталось, а всё-таки сладко.
(9)Попробовав ягоды тут же на чердаке, я первым делом обрадовался, что опять смогу как-то побаловать своих детей и лишний раз доказать им, что деревенское детство не только не хуже, а во многих отношениях даже лучше детства городского. (10)Вспомнив, с каким наслаждением мы в детстве ели её, мороженую, я решил про себя: вот угощу – и почувствуют мои птенцы, что значит настоящая природа, настоящая Россия, и мы больше будем понимать друг друга.
(11)Кстати, и цветёт-то рябина удивительно красиво, пышно и тоже гроздьями. (12)Каждое соцветие – целый букет. (13)Но весной разных цветов так много, что эти бело-кремовые гроздья на деревьях как-то не бросаются в глаза. (14)К тому же весной детям моим не до цветов, не до красот природы, не до поездки в деревню. (15)Школьные перегрузки, часто нелепые, не оставляют времени у них и у преподавателей, чтобы интересоваться живой землёй. (16)Да и осенью, когда на полосах поспевает горох, на грядках овощи, а в лесах грибы, брусника, они, дети, должны быть в городе, за партами, и если что видят, то лишь на торговых лотках.
(17)А я вспомнил о Бобришном Угоре на моей родине. (18)Осенью, когда похолодает, и по утрам река светла до дна, и лесные опушки просвечивают насквозь, когда на мокрой от росы траве посверкивает паутина, а в ясном, прозрачном воздухе носятся стаи молодых уток, – вдруг из всех перелесков выдвигаются на передний план нарядные, увешанные гроздьями рябины. (19)Вот они мы, не проглядите, дескать, не пренебрегайте нашей ягодой, мы щедрые! (20)Ветерок их оглаживает, ерошит сверху донизу, и птицы на каждой ветке жируют, перелетая, как из гостей в гости, с одной золотой вершины на другую, а они стоят себе, чуть покачиваясь, и любуются сами собой...
(21)Всё, конечно, может примелькаться, ко всему со временем привыкаешь, но такое не заметить трудно. (22)Вскинешь голову и неожиданно для себя, как после долгой отлучки, и словно бы уже не глазами, а каким-то внутренним, духовным зрением увидишь всю эту красоту в удивительно чистом завораживающем сиянии. (23)Увидишь, как в первый раз, всё заново, и радуешься за себя, что увидел. (24)Ни наяву, ни во сне этого забыть никогда нельзя. (25)Вот она какая, наша рябина!
(26)Недаром же, истосковавшись по родине, русская поэтесса, сколь ни уверяла себя и других, будто её уже ничто не может обольстить, что ей «всё равно и всё – едино», всё безразлично, в конце стихотворения признавалась:
Но если по дороге куст
Встаёт, особенно – рябина...
(По А. Яшину)
Среди предложений 2 – 9 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Номер этого предложения введите в поле ответов - (1)… (2)Его бы наверняка покоробило и оскорбило, если бы кто-нибудь предложил ему прибегнуть к помощи какого-нибудь музыкального инструмента, например, гитары, чтобы «взбодрить» слушателя. (3)Он не Высоцкий и не Окуджава. (4)Ему определённо необходимы эти скучно-монотонные, но сами по себе распевные строки. (5)Он словно бы убаюкивает читателя, чтобы где-нибудь на двухсотой строке, не раньше, прибегнуть к шоковой терапии его пробуждения. (6)______ читатель попадается на эту удочку!
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении - (1)… (2)Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине на рукотворном холме. (3)Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). (4)Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекрёсток важнейших водных торговых путей. (5)Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. (6)Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечаются многими исследователями. (7)______ церковь Покрова на Нерли – это не только один из самых совершенных храмов, созданных на Руси, но и величайший памятник мирового искусства.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в седьмом предложении - (1) … (2) Некогда «корабельные рощи» шумели и на территории нашей столицы: в Измайлове, Сокольниках, Кускове, Лосином острове – там, где сейчас сосна – редкое явление. (3) И уничтожали их не топор дровосека и не огонь, а… дым. (4) Дело в том, что в условиях большого города листья деревьев сильно загрязняются дымом и пылью, а в загрязнённых листьях нарушаются процессы фотосинтеза и газообмена, что ведёт к гибели дерева. (5) Для широколиственных пород это не так страшно, так как они каждый год покрываются новой листвой. (6) ______ сосновая хвоя живёт полных два года, и за это время она успевает основательно загрязниться в запылённой атмосфере большого города.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении - (1)… (2)В Древнем Египте для записи использовался папирус – вид бумаги, сделанной из стеблей одноимённого растения. (3)Отдельные листы папируса для удобства хранения склеивались в свитки. (4)Эта традиция была широко распространена в Эллинском и Римском мире, хотя есть свидетельства, что использовались также древесная кора и другие материалы. (5)Согласно Геродоту, финикийцы принесли письменность и папирус в Грецию около десятого или девятого столетия до н. э. (6)Греческим словом, обозначающим материал для записей, стало «библион», а для книги – «библос». (7)______ оно произошло от названия финикийского портового города Библос, через который папирус экспортировался в Грецию.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в седьмом предложении - (1) … (2) Его жёлтые россыпи встретишь весной везде: и в саду, и на улицах, и около дорог, и на лесных опушках. (3) Он любит одинаково и солнышко, и тень, его топчут люди, едят животные. (4) А одуванчик растёт себе и растёт – гордый, выносливый – и каждый год встречает весну. (5) Пройдёт немного времени – и лужайки, поросшие одуванчиком, из золотистых станут белыми. (6) И кому из вас не приходилось в детстве забавляться сдуванием пушистых головок одуванчика? (7) Словно маленькие парашютики прикреплены к семенам, и лёгкий ветерок разносит их далеко-далеко. (8) ______ мудро придумала природа расселять этот сорняк.
Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в восьмом предложении текста - (1) … (2) Если молния ударит в прозрачную воду горного источника, то источник уходит под землю, а на его месте вырастает корень жизни, который таит в себе силу небесного огня. (3) Поэтому женьшень иногда обозначается китайскими иероглифами «жень-дань-шень», что означает «корень-молния». (4) На Востоке бытовало поверье, что ночью, во время своего цветения, женьшень светится необычно белым ярким огнём. (5) Если в такую ночь выкопать светящийся корень, то он сможет не только вылечить человека от любой болезни, но и воскресить мёртвого. (6) ______ добыть такой женьшень трудно, потому что его стерегут дракон и тигр. (7) Лишь очень смелые люди могут решиться взять светящийся женьшень.
Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста - (1)Пожалуй, никогда я не вспоминал с такой остротой любимые места, как на войне. (2)Я ловил себя на том, что нетерпеливо жду ночи, когда где-нибудь в сухой степной балке, лёжа в кузове грузовой машины и укрывшись шинелью, можно вернуться мыслью к этим местам и пройти по ним медленно и спокойно, вдыхая сосновый воздух.
(3)Вот так однажды я лежал под шинелью и представлял в мельчайших подробностях путь на Чёрное озеро. (4)Мне казалось, что не может быть в жизни большего счастья, чем опять увидеть эти места и пройти по ним, забыв обо всех заботах и невзгодах, слушая, как легко стучит в груди сердце.
(5)В этих своих мечтах я всегда выходил из деревенского дома ранним утром и шёл по песчаной улице мимо старых изб, около колодца по проулку к полотну узкоколейки, за которым непроходимым частоколом стоит молодой сосняк.
(6)За сосняком начинается высокий бор, по краю которого идёт заросшая дорога, ведущая через этот старый сосновый лес. (7)Потом тянется небольшой участок сырого берёзового леса с блестящим, как изумрудный бархат, мхом. (8)Там всегда пахнет палым листом, оставшимся на земле от прошлой осени.
(9)Как далеко отсюда, с фронта, до знакомого берёзового перелеска, до торжественных лесов, до того места, где всегда сжимается сердце! (10)Там теперь тоже ночь, но беззвучная, пылающая огнями созвездий, пахнущая не бензиновым чадом и пороховыми газами, а устоявшейся в лесных озёрах глубокой водой и хвоей можжевельника.
(11)К озеру лучше всего выйти в поздние сумерки, когда всё вокруг: слабый блеск воды и первых звёзд, сияние гаснущего неба, неподвижные вершины деревьев – прочно сливается с насторожённой тишиной и кажется рождённым ею. (12)Сесть у костра, слушать треск сучьев и думать о том, что жизнь необыкновенно хороша, если её не бояться и принимать с открытой душой…
(13)Так я бродил в воспоминаниях по лесам, потом – по набережным Невы или по голубым от льна холмам суровой псковской земли.
(14)Я думал обо всех этих местах с такой саднящей болью, как будто я потерял их навсегда, как будто больше никогда в жизни их не увижу. (15)И, очевидно, от этого чувства они приобретали в моём сознании необыкновенную прелесть.
(16)Я спрашивал себя, почему я не замечал этого раньше, и тут же догадывался, что, конечно, я всё это видел и чувствовал, но только в разлуке все эти черты родного пейзажа возникли перед моим внутренним взором во всей своей захватывающей сердце красоте. (17)Очевидно, в природу надо входить, как входит каждый, даже самый слабый звук в общее звучание музыки.
(18)Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесём в ощущение её своё человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с ней и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни.
(19)Пейзаж – не привеска к прозе и не украшение. (20)В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание.
(21)Проще говоря, природу надо любить, и эта любовь, как и всякая любовь, найдёт верные пути, чтобы себя выразить с наибольшей силой.
(По К.Г. Паустовскому)
Среди предложений 14–20 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза, личного и указательного местоимений. Номер этого предложения введите в поле ответов - (1)С детства я относился к театру, как к путешествию в волшебную страну. (2)С годами это ощущение не только не прошло, а наоборот, усилилось. (3)Каждый спектакль как был в детстве, так и остался до зрелых лет и праздником и мученьем.
(4)Празднично в театре было всё: и зрительный зал, немного задымлённый, сверкающий огнями и позолотой, и ветер от занавеса, и стремительный бег человеческой жизни на сцене, и смена эпох, и плащ Чацкого, и звон гитары в руках бесприданницы Ларисы, и щемящие слова её песни: «Мне снился день, который не вернётся…»
(5)Человеческая жизнь, строго взвешенная, очищенная от мусора, как бы перемытая и перевеянная многими водами и ветрами, представала в театре во всей своей значительности, во всей силе мысли, страстей, борьбы и надолго завладевала сознанием.
(6)Тогда праздничность сменялась порой мучительными, но плодотворными думами о судьбах героев. (7)Они давно уже раскланялись со сцены, сняли костюмы, смыли грим, но продолжали жить и заставляли думать о себе. (8)И чем дольше, тем сильнее.
(9)Есть пьесы, после которых не уходят из сердца сострадание к героям, ненависть, любовь, радость. (10)Вплотную подходишь к любой человеческой жизни, к любому времени, к любой коллизии, вживаясь в удивительный мир разнообразных человеческих судеб.
(11)Мы часто говорим: «Театр – волшебное зрелище», – или что-либо иное в этом роде, но не задумываемся над содержанием слова «волшебный». (12)«Волшебный» – это вовсе не сказочный. (13)Это – превращение в зримые, ощутимые, совершенно конкретные вещи прекрасного вымысла, наполнение вымысла подлинной жизнью, обогащение жизни вымыслом, воображением, силой образов.
(14)Так думал я как зритель. (15)Но после первой же репетиции, на которой мне пришлось быть, я понял, что не только готовый спектакль обладает этими волшебными свойствами, но обладает ими и вся работа театра над пьесами.
(16)Вообразите себе богатую картинную галерею, где собраны полотна всех эпох и жанров. (17)И вот на глазах у вас происходит необыкновенное зрелище: картины оживают, галерея наполняется пёстрой толпой, вышедшей из рам, блеском одежд, солнцем, спорами, смехом, шумом садов, раскатами отдалённой грозы, – всем тем, что до сих пор существовало только как соотношение мазков на полотне. (18)То же самое, по существу, происходит и в театре, – и на репетициях и на спектаклях.
(19)Всё выше сказанное имеет отношение не только к театру вообще, но прежде всего к Малому театру. (20)Потому что по силе своих выразительных средств, актёрского мастерства и перевоплощения этот театр давно пользуется народным признанием.
(21)Малый театр для нас – олицетворение России. (22)Он стал неотъемлемой частью народной жизни. (23)Невозможно представить себе Россию и Москву без Малого театра, как невозможно представить нашу страну без Волги.
(24)Осенью 1948 года Малый театр предложил мне написать для него пьесу о Пушкине. (25)Мне, как и каждому, кто прикасается к блистательному имени Пушкина, было просто страшно работать над этой темой. (26)Страшно и вместе с тем заманчиво. (27)У каждого есть мера своих сил, свой «потолок», и все мы сознаём, что эта мера сил слишком мала, чтобы воскресить хотя бы в какой-то доле жизнь и характер гения.
(28)Во время работы над пьесой театр помог мне не скрупулёзной проверкой авторского текста, не тем, что смотрел автору через плечо во время писания пьесы, а помог глубокой заинтересованностью в содержании пьесы и страстным желанием показать современному зрителю пленительный облик великого Пушкина
(29)И если спектакль Малого театра хотя бы на сотую долю усилит у зрителя любовь к поэту, к мудрости и мощи его стихов, то это будет наилучшим выражением любви Малого театра и к своей стране, и к её культуре.
(По К. Г. Паустовскому*)
*Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.
Среди предложений 5–15 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза и личного местоимения. Номер этого предложения введите в поле ответов - (1) … (2) Древнегреческий философ, математик, астроном обнаружил, что янтарь, потёртый о шерсть, приобретает свойства притягивать мелкие предметы. (3) Позже это свойство использовалось в процессе чистки от пыли одежды, для которой было критичным любое повреждение краски. (4) Считалось, что таким свойством обладает только янтарь. (5) После становления физики как экспериментальной науки, заложенной Галилео Галилеем, это явление стало изучаться как средство для исследования и использования свойств физических тел. (6) ______ сам термин «электричество» был введён не Галилео Галилеем, а английским естествоиспытателем Уильямом Гилбертом в его сочинении «О магните, магнитных телах и о большом магните – Земле» (1600 год), в котором объясняется действие магнитного компаса и описываются некоторые опыты с наэлектризованными телами.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении - (1) … (2) События, происходящие в его стихотворениях, приписываются другой стране и даже другой эпохе. (3) Наверное, время, в которое он жил, приучило его максимально отстраняться в стихах от опасных реалий, использовать эзопов язык. (4) А затем, после эмиграции, это уже просто вошло в привычку как незаурядное художественное средство: свободному художнику и в голову не придёт как-то таиться от своего читателя. (5) Но нельзя сказать, чтобы Бродский пользовался иносказаниями исключительно в целях политической маскировки. (6) ______ в этих стихотворениях он выступает, как искусный стилизатор – перекличка с современностью возникает только в воображении читателя.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении - (1)… (2)Поездка на великую русскую реку, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов, давно была задумана И. Левитаном, однако первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. (3)Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мёртвой». (4)Лишь на следующий год во время путешествия на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге он неожиданно для себя открыл красоты маленького, тихого городка – Плёса, где было решено задержаться и пожить некоторое время. (5) ______И. Левитан провел в Плёсе несколько чрезвычайно продуктивных летних сезонов. (6)Около 200 работ, выполненные им за три лета, проведённых в Плёсе, принесли И. Левитану широкую известность, а Плёс с тех пор стал очень популярен у пейзажистов.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом предложении - (1) … (2)Например, тихоокеанские лососи (кета, горбуша, нерка и др.), вышедшие из икринок в ручьях и реках Дальнего Востока и западной части США и Канады, запечатлевают запахи воды этих ручьев. (3)С возрастом они скатываются в море, где растут и достигают половой зрелости, а для размножения возвращаются в «свои» реки. (4)В океане лососи используют астрономические или магнитные ориентиры, но у берегов, при выборе рек и ручьёв, они ориентируются по запаху. (5)Даже птицы, несмотря на слабо развитое обоняние, могут использовать при бионавигации в качестве ориентиров запахи. (6)______ для определения своего местоположения животные применяют также ультразвук (эхолокация летучих мышей, дельфинов и др.) и инфразвук (некоторые птицы).
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении - (1)… (2)Их ароматы очень разнообразны: одни пахнут свежескошенным сеном, другие имеют запах ванили, гвоздики, фиалки, корицы, аниса, мёда и т.д. (3)Цветки одних орхидей издают аромат только ночью, других – только днём. (4)Если вам никогда не приходилось бывать в тропических лесах, не унывайте: увидеть орхидеи можно и в наших лесах. (5)______ они не такие большие и яркие, как их родственники, их красота не так заметна, но в изяществе наши северные орхидеи не уступают тропическим сёстрам. (6)А зовут их любка двулистная, или ночная фиалка, и ятрышник пятнистый.
Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в пятом предложении текста - (1)… (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5)______ промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6)Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом предложении - (1) … (2)Эта гипотеза Ампера была важным принципиальным шагом к утверждению идеи о единстве природы. (3)Но она поставила перед исследователями ряд новых вопросов.(4)В первую очередь, потребовалось дать полную и замкнутую теорию взаимодействия токов, и эту задачу с подлинным блеском, действуя как теоретик и как экспериментатор, решил сам Ампер. (5)Чтобы найти, как взаимодействуют токи в различных контурах, ему пришлось сформулировать законы магнитного взаимодействия отдельных элементов тока («закон Ампера») и воздействия токов на магниты («правило Ампера»). (6)______ Ампером была создана новая наука об электричестве и магнетизме и даже введён термин «электродинамика».
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении - (1)… (2)Это не совсем так. (3)В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы. (4)Но всё своеобразие аквамарина заключается в том, что он ярко освещён изнутри совершенно серебряным (именно серебряным, а не белым) огнём. (5)Кажется, что, если вглядеться в аквамарин, увидишь тихое море с водой цвета звёзд. (6)______ эти цветовые и световые особенности аквамарина и других драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности.
Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста - (1)… (2)Ни один камень не может с ним сравниться! (3)Сверкающий, переливающийся всеми цветами радуги, более твёрдый, чем все тела природы. (4)Недаром само слово «алмаз» происходит от греческого «неукротимый, непреоборимый». (5)Но не только в окне ювелирного магазина или в музее драгоценностей можно увидеть этот самоцвет. (6)Алмаз нужен стекольщику, когда он режет стекло, в разных мастерских алмазным остриём производят самые тонкие работы. (7)Алмаз особенно необходим в тех инструментах, которые называют буром и которые врезаются в скалы и камни, чтобы подготовить взрывы динамита. (8)______ всюду, где надо пилить тонкими пилами сталь или твёрдый камень, где надо тонко полировать твёрдые пластинки, нужен алмазный порошок.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в восьмом предложении - (1) … (2) Привязанность его к человеку просто фантастическая, а объясняется это тем, что мы с вами, ничего не подозревая, помогаем подорожнику расселяться и осваивать новые площади. (3) Осенью созревшие семена подорожника вместе с грязью прилипают к ногам прохожих, к колёсам проезжающего транспорта и разносятся далеко по всем дорогам. (4) Помогают в этом и домашние животные, особенно копытные: лошади, коровы, овцы, козы. (5) Семена других растений разносят вода, ветер, птицы, а у подорожника они прочно «приклеиваются» к почве, их ветру не сдуть и воде не смыть. (6) ______ так и путешествуют семена подорожника по дорогам не только одной страны, но даже разных континентов.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении - (1)… (2)Это величественное красивое дерево приковывает к себе всё ваше внимание. (3)Ему не страшны ни сильный ветер, ни летняя гроза, поэтому стало оно символом славы и силы. (4)Да, конечно, это дуб. (5)Не только своим внешним видом производит дуб впечатление силы и крепости. (6)Прочна и не подвержена порче древесина этой ценной породы дерева. (7)______ даже попав в воду, дубовая древесина не гниёт, а становится ещё твёрже, прочнее, при этом приобретает чёрную окраску.
Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в седьмом предложении текста - (1) … (2) Большая удалённость космических фотоаппаратов от объектов съёмки проявляет скрытые под внешними формами рельефа глубинные структуры – линейные и кольцевые разломы коры, распространение мелких трещин, спрятанные под землёй куполовидные складки.
(3) Многие из этих погребённых образований так или иначе связаны с месторождениями полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. (4) Специалисты на основе спутниковых снимков построили космотектоническую карту нефтегазоносных областей Сибири. (5) ____ на ней, кроме уже известных и разрабатываемых месторождений, отражены также и районы, перспективные для разведки углеводородного сырья.
Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в пятом предложении текста - (1)… (2)Как можно покупать собственному ребёнку профессиональный тренинг по хладнокровному убийству?! (3)Не важно, стреляет ли герой игры из автомата или режет ножом своих виртуальных врагов, реальной жертвой всегда становится играющий ребёнок. (4)Уже неоднократно звучали в новостях факты, подтверждающие эту закономерность: дети в ссоре машинально убивают своих сверстников обычным кухонным ножом. (5)При этом траектория удара полностью повторяет привычный жест виртуального «победителя» в любимой игре. (6)______ ребёнок убивает по привычке!
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении - (1)… (2)Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3)Их следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг развивающих её нескольких больших подтем. (4)При этом важно точно и лаконично изложить содержание отобранных фрагментов, провести их смысловое свёртывание. (5)Под смысловым свёртыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. (6)______ компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приёмов при написании реферата.
Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста - (1) … (2) Ещё в древние времена оно росло в Египте по берегам Нила. (3) Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу. (4) Когда папирус вырастет, достигнув 3–5 метров и толщины с руку, проникнуть в его заросли невозможно: это плотная стена. (5) Корни папируса сплетаются, и, разрастаясь, группа растений отрывается от берегов и образует своеобразный островок, который медленно плывёт по реке. (6) _______ такие островки задерживают движение кораблей, мешают судоходству.
Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста - (1) ... (2) И так продолжалось до тех пор, пока жители Вавилона не задумали построить высокую башню, чтобы добраться до неба. (3) Сначала строительство башни шло успешно, потому что вавилоняне хорошо понимали друг друга и усердно работали. (4) Однако Богу неугодно было это строительство. (5) Ещё бы: ведь люди дерзнули покорить себе небо! (6) И тогда Бог смешал все языки, а в результате строители перестали понимать друг друга – и «творение столпа» прекратилось. (7) __________ в современном русском языке выражение «вавилонское столпотворение» употребляют, когда речь идёт о неразберихе, беспорядке, суматохе, о большом скоплении людей, у которых не получается то, что они задумали сделать.
Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в седьмом предложении текста